Мушкетерские игры.
Мария Вязова.
"Хоть Бог и запретил дуэли, но к шпаге чувствую талант..."
к/ф «д’Артаньян и три мушкетера»
Думаете, мушкетеры теперь живут только в книгах, а пираты дерутся на саблях лишь в диснеевском «Карибском море»? Уверяю вас, романтика плаща и шпаги присуща ныне не только наивным мечтателям.
Быть может, в детстве вы играли в Зорро, благородного мстителя в маске? Или мечтали в одиночку победить десяток врагов? Или, может быть, вам хотелось, красуясь перед прекрасной дамой, непринужденно отпуская остроты в адрес соперников, выиграть дуэль?
Если хотя бы на один вопрос вы ответили «да», добро пожаловать в мир арт-фехтования.
История.
Появление в 16 веке легкого длинноклинкового оружия, которое всегда можно было носить при себе, пробудило сильное искушение пускать его в ход при любом случае. Дуэльное поветрие уносило больше жизней, чем гражданские войны. Искусство владеть оружием стало не только залогом выживания, но и образом жизни. Шпага – покровительница, заступница, судья и соблазнительница – решала любые конфликты.
ВРЕЗКА:
На другом конце моста поднялся шум, и толпа бросилась туда. Оказалось, там бретеры дрались на рапирах…
Они кричали: "Бей, бей!" - и с остервенением нападали друг на друга. Они сражались двое против двоих, и, казалось, пылали друг к другу неукротимой ненавистью, отстраняя шпаги секундантов, пытавшихся их разъединить.
На самом деле эта ссора имела целью вызвать скопление народа, чтобы карманникам легче было орудовать в толпе. И действительно, не один любопытный вмешался в сутолоку с туго набитым кошельком, а выбрался из давки, растратив, сам того не ведая, все свои денежки.
А бретеры, которые и не думали ссориться, а, наоборот, спелись между собой, поспешили примириться, подчеркнуто благородным жестом потрясли друг другу руки и объявили, что честь их удовлетворена. Это, впрочем, не требовало больших усилий – их честь никогда не отличалась чувствительностью.
Теофиль Готье, «Капитан Фракасс»
КОНЕЦ ВРЕЗКИ.
Утратив статус жизненно важного умения, фехтование спокойно дожило до наших дней. Обзаведясь громоздкими масками и полным комплектом электрического оборудования, искусство наносить и самому не получать уколы почти утратило свою прелесть, превратившись в спорт академический и малопонятный.
Сейчас во всем мире наблюдается спад интереса к спортивному фехтованию. Все больше усиливается его условность, усложняются правила. Непосвященный зритель просто напросто не понимает смысл и логику поединков. Фехтование отошло на второй план, имея возможность волновать сердца, лишь изредка появляясь в приключенческих фильмах.
Как один из путей возрождения интереса к этому виду спорта Европа решила ввести новую разновидность фехтования: не жесткое условное единоборство, а постановочное и зрелищное фехтование. Фехтование артистическое позволяет во всем многообразии демонстрировать технику владения разным клинковым оружием, и может быть интересно самому разному кругу зрителей, в особенности – детской и подростковой аудитории.
В 2008 г. арт-фехтование в России официально стало новой дисциплиной спортивного фехтования. В Европе уже больше 15 лет проводятся международные турниры. С последнего открытого чемпионата Германии спортсмены России вернулись с 6 золотыми медалями в 8 категориях.
к/ф «д’Артаньян и три мушкетера»
Правила вида спорта.
Новая фехтовальная дисциплина – это театр по спортивным правилам. Любой турнир по арт-фехтованию проходит в виде серии сюжетных костюмированных схваток. Каждое выступление – это спектакль, обладающий сюжетом. Фехтовальный бой разучен и отрепетирован, как реплики в театральной пьесе. В арт-фехтовании лицом к лицу встречаются не противники, а партнеры.
Принципиальным отличием боя в арт-фехтовании от боя спортивного является запрет на импровизации для участников поединков. Герои постановочного боя – не соперники. У них нет цели победить противника, как это происходит в спортивном поединке.
На сцене все движения оружием и перемещения бойцов по полю боя разучены как гимнастические или танцевальные комбинации. Каждому участнику известны будущие "маневры" партнера. Вся тактика поединка и реальные "трюки" для её изображения продумываются тренером и спортменами, затем воплощаются в заранее избранные действия, а на тренировках оттачиваются путем многократных повторений.
Однако что как же определить победителя, когда перед спортсменами не стоит цели нанести укол противнику?
Как и в других сложнокоординационных видах спорта, в арт-фехтовании перед выходящими на соревновательную площадку спортсменами стоит задача набрать максимально возможное количество баллов.
Спортсмены представляют на суд арбитров программу, насыщенную сложными техническими элементами. По окончанию выступления арбитры выставляют свои оценки. Побеждает выступление, набравшее максимальное количество баллов.
Идеальным можно назвать выступление, в котором высокий уровень фехтования сочетается с артистизмом. Кроме того, фехтовальному поединку на сцене необходимы интересный сюжет, костюмы, свет, звук, реквизит и прочие «моменты», наполняющие выступление и превращающие его в законченный спектакль.
Выступление, представленное на турнир по арт-фехтованию, должно соответствовать ряду требований правил соревнований по времени и наличию обязательных элементов. Судьями же оцениваются два аспекта: технический и артистический.
Артистический аспект понятен всем зрителям без исключения, однако, чтобы верно оценить его, существуют специальные критерии.
Под «артистизмом» понимается умение конкретного актера-спортсмена воплотить избранный образ.
«Выразительность» учитывает построение композиции боя с учетом музыкальных акцентов, красоту и свободу движений тела.
Критерий «Композиционное построение» учитывает наличие в сценическом бою азов режиссуры. Желательно, чтобы выступающие не уходили вглубь сцены, не перекрывали друг друга, старались не работать спиной к залу. Действие должно развиваться динамично, непрерывно, без «провалов» и необоснованных пауз.
Дополнительные поощрительные баллы присуждаются за красоту и оригинальность сюжетов и костюмов, реквизита и декораций.
Технический аспект важен не просто потому, что арт-фехтование – спорт и так почему-то «надо». Представьте себе, что актер, вышедший на сцену изображать бретера, совершенно не умеет фехтовать. Зритель мгновенно заметит бутафорские движения. Откровенно не настоящий бой не вызовет сопереживания, и никакое актерское мастерство не спасет спортсменов. Ведь для зрителей все просто. Им или скучно смотреть на неловкие движения странного оружия… или же они неотрывно наблюдают за смертельным поединком, переживая за главного героя.
Чтобы оценить уровень мастерства владения оружием, у судей технического жюри есть специальные фехтовальные критерии.
Есть «Базовая техника», которая определяет умение каждого арт-фехтовальщика четко и правильно выполнить атаку и взять защиту.
«Уровень мастерства» говорит о разнообразии исполняемых боевых действий.
«Слаженность работы» отражает мастерство спортсменов в их «противодействии» оружием, а так же общую отточенность выступления.
Посмотреть на результаты работы разных школ арт-фехтования и составить свое мнение о технике и артистизме можно во время всероссийских турниров или фестивалей, которые проходят в среднем раз в три месяца.
Для того чтобы «болеть за наших», смело выбирайте студию, фехтовальщикам которой хочется верить. Команды, танцующие с оружием, или улитками ползающие по сцене – совершенно не то. Вершина мастерства определяется так же, как и пятьсот лет назад. Забыты останутся кошелек, работа, кризис. У вас должно захватить дух от ощутимой и реальной опасности происходящей дуэли.
Категории в арт-фехтовании.
В арт-фехтовании у спортсменов есть возможность реализовать себя в различных дисциплинах.
Наиболее распространенной смело можно назвать категорию «Дуэт». Дуэль является самой привычной формой фехтовального боя и в спорте и на театральной сцене. Поединок «один на один» во все времена был лучшим способом выяснить все недоразумения.
Категория «Соло» представляет собой связку приемов фехтования, выполняемую одним человеком, «бой с Тенью». Тренеры находят необыкновенные и парадоксальные идеи, чтоб эта категория стала настоящим спектаклем.
В категории «Упражнение группа» спортсмены должны одновременно и согласованно исполнять связки приемов фехтования. Без единого соприкосновения клинков выступающим необходимо передать атмосферу боя и намерение героев действовать сообща.
Самой зрелищной категорией является «Труппа». Здесь можно увидеть самые яркие, неожиданные и фантастические групповые бои.
Смысл и польза тренировок.
Фехтование… единственный вид упражнений, где упражняется дух.
Мишель Монтень
Хотя арт-фехтование и не является единоборством в прямом смысле этого слова, не стоит думать, что эта фехтовальная дисциплина придумана для милых девочек, любительниц фитнеса и блесток на одежде. Вспомните – ни одно современное боевое искусство не обходится без показательных выступлений. В арт-фехтовании демонстрация стоит во главе угла. Однако этот вид спорта отнюдь не легче остальных.
Прежде чем новичок впервые представит зрителям поединок, выполненный по всем правилам боевого искусства, его ждут долгие часы тренировок. Ведь чтобы выдержать бешеный темп пяти минут фехтовальной схватки, даже опытному бойцу нужно иметь хорошую физическую подготовку.
Помимо собственно владения оружием, фехтовальщик должен научиться владеть телом и психикой, а кроме того – уметь взаимодействовать с несколькими противниками. Решая условную задачу постановочного боя, человек в состоянии развить навык управления собой в стрессовой ситуации.
Если предположить, что новичок волшебным образом сочетает в себе старание, волю и методичность, а фехтовать учится так, словно от этого зависит его жизнь… В таком случае и нескольких месяцев будет достаточно. Совершенствоваться же можно до бесконечности – у серьезных занятий арт-фехтованием нет верхней возрастной границы. Сейчас на чемпионатах России успешно выступают спортсмены старше 40 лет.
Прямая речь.
Фехтование – мистика для благородных людей.
Артуро Перес-Реверте
Вы можете спросить нас: «А все же, для чего вам шпаги, господа? Ведь пьесы Шекспира давно не новы, а холодное оружие – больше не аргумент в спорах. И зачем, собственно, нужно это непонятное «арт», если есть нормальное фехтование?»
Арт-фехтовальщики выходят на сцену, чтобы представить зрителям правдоподобный и вместе с тем зрелищный поединок.
Зачем? Просто потому, что знают: возможно, когда-нибудь, с улыбкой отдав зрителям фехтовальный салют, за кулисы уйдет последний из них. Не останется в мире истинно благородных людей, забудется красота великого искусства фехтования. Тогда наш мир станет чертовски скучным местом.
Материалы о правилах соревнований и современном состоянии фехтования в Европе любезно предоставила Виктория Лихтаренко, преподаватель студии арт-фехтования «Эспада», основоположник арт-фехтования как спортивной дисциплины в России, бессменный главный судья всероссийских соревнований, «законодатель мод» в постановке фехтовальных поединков в России.
Автор текста – победитель и призер всероссийских и международных соревнований по арт-фехтованию 2006-2009 г, чемпионка России 2008, серебряный призер чемпионата мира по арт-фехтованию в Сан-Марино 2008.
Подверстки:
Хорошего фехтовальщика может остановить только пуля.
Шарль Лекур
«В тот день, когда последний учитель фехтования окончит свой земной путь, все благородное и святое, что таит в себе извечное противоборство человека с человеком, уйдет в могилу вместе с ним... И останутся лишь трусость и жажда убивать, драки и поножовщина». Артуро Перес-Реверте
-А зачем вам шнур сзади?
-Чтобы тренер мог оттащить в нужный момент...
Старый фехтовальный анекдот.
Фото, видео, информация о мероприятиях и студиях, где учат фехтовать на сцене – на официальном сайте федерации арт-фехтования в России: