Данный материал составлен нами для представления артфехтования в разделе "Сценическое (артистическое) фехтование" на сайте Федерации фехтования России (ФФР)
Артистическое фехтование давно вышло за пределы театральных подмостков и съемочных площадок, перестало быть только учебной дисциплиной театральных студий и вузов и исключительной привилегией артистов театра, кино, актеров и каскадеров. Арт-фехтование стало достоянием широчайшего круга энтузиастов и поклонников, увлекательным и исключительно зрелищным видом спорта.
Артистическое фехтование - это гармоничный сплав совершенной техники фехтования и артистизма, света и музыки, режиссерского замысла и воплощенного образа, упорной работы в тренировочном зале и волшебства сцены... Такое сочетание позволяет его поклонникам подняться как до вершин спортивного мастерства, так и до уровня высокого искусства.
Артистическое фехтование не является единоборством. На суд зрителей и судейской коллегии выносятся заранее отрепетированные сольные и групповые (синхронные) упражнения, постановочные бои с двумя участниками (дуэты) и постановочные групповые бои (участвуют от 3 до 8 человек). Выступление спортсменов оценивается судейской коллегией. Результат складывается из оценки за технику фехтования (базовая техника, уровень мастерства владения оружием, сложность композиции и др.) и оценки за представление (учитывается артистизм, эмоциональность и выразительность исполнения, соответствие выбора оружия, сюжета, костюмов и оформления выступления заявленной временной эпохе).
История арт-фехтования как спортивной дисциплины началась в нашей стране не так уж давно - в мае 2004 года профессор кафедры теории и методики фехтования РГУФК А.Д.Мовшович как представитель ФФР присутствовал на Конгрессе Международной Академии Оружия и на Чемпионате мира по сценическому фехтованию (Stage Fencing) во французском городе Сабл д`Олоне (Sables d'Olonne).
В 2004 году мы впервые узнали, что существуют 3 временных эпохи и 4 категории, по которым уже более 15 лет проходят соревнования в Европе. В том же году началась активная работа по развитию артистического фехтования в нашей стране, созданию клубов, разработке методики подготовки спортсменов и тренеров, правил проведения соревнований…
Первый турнир по артистическому фехтованию был проведен в Москве в 2006 году. Количество участников подтвердило большой интерес россиян к новому виду фехтования, и сам собой стал вопрос о создании структуры, координирующей развитие артистического фехтования на территории всей страны. Первым шагом в этом направлении стало создание комиссии по артистическому фехтованию при ФФР, возглавил которую известный постановщик фехтовальных сцен кино и театра, в прошлом рапирист, известный актер В.Я. Балон. Следующим важным этапом в развитии арт-фехтования стало признание в феврале 2008 года Федеральным агентством по физической культуре и спорту (Росспорт) артистического фехтования новой спортивной дисциплиной. И теперь соревнования по арт-фехтованию включаются в Единый календарь спортивных мероприятий России, а участники соревнований имеют возможность получать спортивные разряды и звания.
Для более успешного объединения усилий по развитию арт-фехтования в том же 2008 году в ФФР было решено создать федерацию артистического фехтования (МОО ФАФ). Усилиями ФАФ регулярно организовываются и проводятся Чемпионаты России, фестивали по арт-фехтованию, различные турниры, научно-практические конференции и семинары для тренеров и судей. Уже создано 10 региональных отделений, разрабатывается методическая литература, ведется активная популяризационная работа, налаживаются международные контакты.
Уровень подготовки российских спортсменов очень высок, и это отмечают все наши зарубежные коллеги и соперники. Со всех международных соревнований российские арт-фехтовальщики возвращаются с медалями. На последнем Чемпионате Мира сборная России по арт-фехтованию завоевала три золотых, одну серебряную и одну бронзовую награды.
ФАФ ставит перед собой задачи развития и популяризации артистического фехтования в России, укрепления авторитета российского арт-фехтования на международной арене, организации широкого соревновательного движения по всей территории России, помощи тренерам, судьям и спортсменам в повышении их мастерства и в участии в соревнованиях внутри страны и за рубежом. В планах ФАФ стоит создание широкой сети региональных отделений, развитие артфехтования на местах, создание детских и юношеских секций и клубов и многое другое.
В арт-фехтовании у спортсменов есть возможность реализовать себя в 8-и дисциплинах:
- "Арт-фехтование - Дуэт-античность"
- "Арт-фехтование - Дуэт-от XVI века"
- "Арт-фехтование - Дуэт-свободный стиль"
- "Арт-фехтование - Группа-античность"
- "Арт-фехтование - Группа-от XVI века"
- "Арт-фехтование - Группа-свободный стиль"
- "Упражнение Соло"
- "Упражнение Группа"
Несложно заметить, что соревнования проводятся по 4-м категориям в 3-х временных эпохах. Наиболее распространенной можно назвать категорию «Дуэт». Дуэль является самой привычной формой фехтовального боя и в спорте и на театральной сцене. Поединок «один на один» во все времена был лучшим способом выяснить все недоразумения.
Категория «Соло» представляет собой связку приемов фехтования, выполняемую одним человеком, «бой с Тенью». Тренеры находят необыкновенные и парадоксальные идеи, чтоб эта категория стала настоящим спектаклем.
В категории «Упражнение группа» спортсмены должны одновременно и согласованно исполнять связки приемов фехтования. Без единого соприкосновения клинков выступающим необходимо передать атмосферу боя и намерение героев действовать сообща.
Самой зрелищной категорией является «Труппа». Здесь можно увидеть самые яркие, неожиданные и фантастические групповые бои.
Первая временная эпоха – это «Античность». Она охватывает временной период от античности до средневековья. Ее герои – крестоносцы и русские витязи, гладиаторы и шотландские горцы. Выступления, относящиеся к этой эпохе, создаются исходя из тактико-технических особенностей боя на мечах – тяжелом инерционном оружии.
Вторая временная эпоха – «от XVI века». Основным оружием этой эпохи являются все виды шпаг: от тяжелых испанских 16 века до невесомых рапир 19 века. В постановках используется техника и тактика боя на легком безинерционном оружии.
Третья временная эпоха носит название «Свободный стиль». Она открывает большие возможности для творчества и позволяет воплотить в постановке самые смелые фантазии. Сюжетная линия, выбор персонажей, подбор костюмов и музыкального сопровождения не ограничены историческими рамками. При этом требования к уровню владения оружием не снижаются, а оригинальность замысла учитывается судьями при выставлении оценок.
Артистическое фехтование – явление уникальное. Каждый может найти в нем свое направление, выбрать свою эпоху, свою номинацию, подобрать себе оружие по руке и по душе, найти свою технику, свой образ. Этот вид фехтования доступен людям всех возрастов, практически любого телосложения и физических данных. Он может быть увлекательным хобби, средством активного отдыха, способом поддержания великолепной спортивной формы. При этом артистическое фехтование дает возможность испытать напряжение спортивной борьбы и радость спортивных побед. Оно же позволяет освоить и вполне реальные фехтовальные навыки, приемы активной обороны и нападения подручными средствами и в тоже время развивает пластику, музыкальность, выразительность и художественный вкус, может служить действенным средством военно-патриотического и культурного воспитания молодежи, формирует личностные качества, позволяет глубже проникнуть в историю и культуру европейских стран и народов...
Используя средства фехтования и художественной выразительности, артистическое фехтование дает своим последователям возможность не только совершенствоваться во владении оружием и своим телом, но и вживаться в образы литературных героев и исторических персонажей, ощущать себя то Сирано де Бержераком, то Д`Артаньяном, то лихим пиратом, то могучим богатырем. Оно позволяет испытать чувства Гамлета и Лаэрта, неукротимого Буревоя и слепого Гакона, причем в обстановке боя, в момент наибольшего накала страстей.
Но это уже результат. Яркий, красивый, захлестывающий эмоциями и участников и зрителей. И чтобы его достичь, спортсменам приходится проделывать колоссальную работу. Поединок в арт-фехтовании - это не только «техническая связка, составленная из боевых приемов фехтования», но еще и образы, характеры, сюжет, драматургия, которую необходимо донести до зрителя, применяя самые разнообразные средства.
Подготовка спортсменов арт-фехтовальщиков складывается из многих составляющих. С первых занятий им приходится осваивать не только технику владения холодным оружием, причем самым различным, но и пластику, танец, актерское мастерство, рукопашный бой. Развиваясь, арт-фехтование охотно вбирает в себя все лучшее из единоборств, акробатики, спортивных и бальных танцев, художественной гимнастики и фигурного катания. Поэтому уровень мастерства российских арт-фехтовальщиков заметно возрастает с каждым годом.
Даже не будучи фехтовальщиком, вы и сами можете это заметить, ведь с уровнем нашего мастерства растет и популярность красивого фехтования.
Со сцен театров не сходят пьесы Ростана и Лопе де Веги, в Россию приехал мюзикл Зорро. На крупных праздниках с участием первых лиц государства и на крупных концертах на первом канале вы можете видеть постановочные дуэли. О наших турнирах говорят в новостях, об арт-фехтовании пишут крупные журналы и рассказывают в развлекательных программах.
Люди хотят видеть нас на своих торжествах и праздниках. Арт-фехтование превращается в «гвоздь программы» детских оздоровительных лагерей. Люди, работающие в крупных компаниях, не раз звали студии арт-фехтования для проведения тим-билдингов – игр на сплочение команды.
Еще больше людей имеют возможность узнать, что такое наш вид спорта, когда мы выступаем и даем мастер-классы под открытым небом – будь то арт-фестиваль на бульварном кольце или народные гуляния в парке Горького или на Арбате.
В последние годы в России много говорится об оздоровлении нации, о традициях и духовном возрождении.
За всеми высокопарными фразами и сухими фактами, которые сопровождают путь развития спорта в нашей стране – стоит то, ради чего люди приходят в этот новый вид спорта.
«В тот день, когда последний учитель фехтования окончит свой земной путь, все благородное и святое, что таит в себе извечное противоборство человека с человеком, уйдет в могилу вместе с ним... И останутся лишь трусость и жажда убивать, драки и поножовщина». Артуро Перес-Реверте.
В арт-фехтование приходят люди, которые не верят в мрачные пророчества. Они из года в год фехтуют, выступают и совершенствуют свое мастерство. Просто наш спорт на грани искусства делает жизнь ярче, а людей лучше.
Подробнее об артистическом фехтовании Вы можете узнать на официальном сайте МОО ФАФ http://www.rafencing.ru/