15-го апреля 2018г. в спортивном зале № 231 РГУФКСМиТ (г. Москва, Сиреневый бульвар, д.4) состоится первый турнир «Кубок Евгения Зыкова» по арт-фехтованию с призовым фондом.
В этой статье я хочу рассказать о причинах появления этого соревнования, изложить некоторые подробности об условиях проведения предстоящего турнира.
Статья написана по итогам «круглого стола» студии арт-фехтования «Эспада», который случился достаточно спонтанно накануне Рождества Христова, 6-го января 2018 года. Участники «круглого стола» – Алек Давыдович Мовшович, Виктория Лихтаренко, Евгений Петровский, Татьяна Епифанцева, Сергей Гайфуллин, Сергей Иванов, Светлана Савостьянова, Евгений Зыков.
Часть 1.
Итак,
идея появления нашего турнира родилась в результате размышлений об итогах и впечатлений от судейства нескольких дисциплин на Чемпионате России по арт-фехтованию 2017 года. По просьбе Виктории Лихтаренко я был судьей по техническому аспекту в дисциплинах «Дуэт от 16-го века» и «Группа от 16-го века», а также судьей по артистическому аспекту в дисциплине «Дуэт-античность». И меня неприятно поразил невысокий уровень фехтования в дисциплинах от 16-го века, в частности – в дуэтах. Казалось бы – именно дуэты всегда были наиболее престижной дисциплиной, в ней всегда была высокая конкуренция, интересное фехтование... но нынче этого всего нет, и смотреть в дуэтах, по большому счету, не на что.
Поэтому после ЧР-2017 грустные размышления натолкнули меня на мысль провести соревнование только по одной дисциплине «Дуэт от 16-го века», а чтобы этот турнир не стал маленьким междусобойчиком узкого круга одних и тех же людей, то решено было пригласить к участию всех желающих от 18-ти лет - и членов ФАФ, и не состоящих в Федерации. Все, кто занимаются постановочным фехтованием, сценическим фехтованием, артистическим – совершенно спокойно могут подготовить дуэты, подать заявки, прийти и принять участие. Главное, чтобы эти дуэты соответствовали Правилам турниров по арт-фехтованию в дисциплине «Дуэт от 16-го века», поскольку судейство будет согласно Правилам. Речь все-таки идет о развитии именно арт-фехтования, поэтому мы ввели такое требование на соответствие Правилам. Участники любого дуэта, кстати, могут быть из разных коллективов, так же как и статисты.
Совместно с Викторией Лихтаренко и Сергеем Гайфуллиным было разработано Положение о Кубке, оно размещено на официальной странице сайта студии «Эспада» (http://www.epee.ru/sobytija/414-kez-2018.html ) и на странице Кубка в соц.сети ВКонтакте (https://vk.com/kez2018 ). Судейство определит три призовых места, каждое из которых получит свой гарантированный денежный приз, размер которого указан в Положении, плюс призеры получат еще некоторую часть от собранных стартовых взносов. Призовой фонд, учрежденный мной лично, нужен на Кубке для стимулирования исполнителей к постановке интересных и красивых выступлений. Так как мы будем арендовать спортзал на те несколько часов, когда будет проводиться соревнование, и привлекать людей к судейству и обслуживанию турнира, то мы вынуждены брать с участников стартовые взносы для покрытия этих расходов. Впрочем, размер стартового взноса, мне кажется весьма необременительным.
Здесь необходимо сделать паузу и поделиться мыслями о возможностях по развитию арт-фехтования в отдельных дисциплинах.
Для Кубка мы возьмем в аренду на несколько часов спортивный зал кафедры фехтования РГУФКСМиТ. Естественно, в спортзале нет ничего из сценического оборудования – нет сцены, нет кулис, нет гримерных, прохода за задником, светового оборудования. Мы сможем обеспечить для участников площадку с нескользящим покрытием 6*8метров, красивый задник и возможность звуковоспроизведения – обо всем этом указано в Положении. Если удастся соорудить что-то вроде кулис – мы это сделаем, если нет – постараемся поставить ширмы, чтобы участники могли за ними спрятаться.
И вот эта идея – проведение официальных соревнований по отдельным дисциплинам в такого рода спортзалах с минимальным обеспечением – кажется мне весьма перспективной для увеличения количества турниров и, соответственно, для увеличения соревновательной практики спортсменов и судей, а также для выполнения спортсменами разрядных норм. Потому что спортзал легче найти в реестре объектов спорта. С 1-го января вступила в действие новая ЕВСК на 2018-2021гг. (http://minsport.gov.ru/2017/doc/Fehtovanie131117_evsk2021.xlsx ), в ней стало больше возможностей для проведения соревнований по арт-фехтованию различного уровня. Надо изучать новую ЕВСК, надо контактировать с чиновниками соответствующих ведомств, надо пытаться вносить в ЕКП своих субъектов РФ соревнования по отдельным дисциплинам и проводить их, например, в спортзале. А почему нет? Мне кажется, что это может получиться. Возможно, имеет смысл подкорректировать Правила проведения соревнований по арт-фехтованию и смягчить требования к соревновательной площадке. С другой стороны, если организаторы турнира не будут просить денег из бюджета, то никто не будет смотреть, есть ли в спортзале сцена, и насколько площадка соответствует требованиям Правил. Главное, чтобы спортзал присутствовал в реестре объектов спорта. Конечно, минимальные требования к площадке – нескользящее покрытие и размеры 6*8 метров минимум – организаторы обязаны соблюсти.
Часть 2.
Возвращаясь к проведению Кубка, хочу обратить внимание участников на важные моменты, которые немного расходятся с Правилами по арт-фехтованию.
Первый момент - только один хронометрист, который будет запускать таймер на общее время выступления (максимум 4 минуты 10 секунд); как только прозвучит звонок таймера об истечении времени, пойдет штраф за превышение общего времени – и в это же время этот же человек измеряет время фехтования. Время фехтования измеряется по Правилам. Так мы экономим на хронометристе, используя таймер и убирая градуированное начисление штрафов за превышение общего времени выступления.
Второй момент – мы допускаем не любые макеты оружия, а только типы, включенные в Положении в специальный перечень. Так как этот перечень разрабатывал Сергей Гайфуллин, то предоставлю ему слово:
«Тяжелые рапиры можно. Можно оружие со спортивными клинками. В заявке на участие нужно будет указать используемое оружие. Если там будут, например, только палки или трости без клинков, или только сабли, то такое выступление не будет допущено к участию.
Мы пропагандируем классическое фехтование, классическую французскую рапиру, с финтами, позициями, переводами и прочим. Поэтому мы допускаем три типа оружия: тяжелую ренессансную рапиру шестнадцатого-семнадцатого веков, шпагу семнадцатого века и шпагу-дворянку восемнадцатого-девятнадцатого веков.
При этом у нас есть две важные оговорки.
Во-первых, можно использовать в качестве парного оружия кинжал, дагу или нож, или второе длинноклинковое оружие.
Во-вторых – и это очень важно – против оружия из перечня можно использовать любое другое клинковое оружие на эту эпоху. То есть условие такое: хотя бы один спортсмен в каждый момент боя должен фехтовать рапирой, шпагой или дворянкой. Второй спортсмен может фехтовать мечом, саблей, палашом, любым европейским клинковым оружием, которое имело аналоги в демонстрируемую эпоху. При этом, конечно, совершенно необязательно привязывать какое-то оружие к конкретному спортсмену на весь бой. Можно меняться. Можно менять оружие. Категоричное требование только одно – чтобы в каждый момент боя у одного из спортсменов было оружие из перечня допустимого.
Если кто-то захочет делать бой, например, наполеоновского солдата с ружьем с примкнутым штыком против, предположим, русского офицера со шпагой-дворянкой – пожалуйста, это можно. Тогда одному участнику придется показывать фехтование на шпаге, а другой будет, считайте, работать на древковом оружии – если оно, конечно, соответствует ограничениям Правил по арт-фехтованию по длине древка и лезвия. В общем, перечень допустимого оружия указан в Положении о Кубке. Если вдруг вы сомневаетесь, подходит ваше оружие или нет – присылайте нам фото.
Мы очень хотим сложного, интересного фехтования, которое тем проще показать, чем меньше стесняет человека его оружие. Идеальна для этого шпага-дворянка, которая весит грамм 500-600, и позволяет выполнять любые фехтовальные приемы без существенных усилий».
В остальном – судейство выступлений на Кубке будет осуществляться по Правилам соревнований по арт-фехтованию. Состав судей предполагается весьма представительным: Алек Давыдович Мовшович, Виктория Лихтаренко, Евгений Петровский, Наталья Шегало, Дарья Ермошина, Евгения Баурова, Евгений Зыков. Как видно из списка – случайных людей здесь нет, только судьи, которые весьма неплохо разбираются именно в арт-фехтовании.
И на этом месте я хотел бы сделать еще одну паузу, чтобы вернуться к теме состоявшегося в начале декабря 2017г. Чемпионата России и поделиться впечатлениями судьи, которому довелось оценивать оба аспекта оценки – и технический, и артистический.
Часть 3.
По моему мнению, артистический аспект оценивать гораздо тяжелее технического. Чем сложен артистический аспект для оценивания? Судья должен быть «на сцене» с первой же секунды выступления, часто даже не успеваешь записать пометки про предыдущий номер, а уже начинается следующее выступление. Судья по артистическому аспекту должен оценивать сценическое действо сразу же, с самого его начала и до самого его конца – смотреть, какой свет, как началось и продолжается действие, как вышли участники… Это все сразу же идет в оценку артистического аспекта. В то же время судья по технике может немного расслабиться и первые пятнадцать-двадцать секунд ничего не делать, когда участники, например, ходят по сцене, что-то говорят, не фехтуя - здесь нечего оценивать по технике фехтования. Поэтому, конечно, у судьи по артистическому аспекту объем работы гораздо больше.
Следующее мое впечатление касается того, кто имеет право судить артистический аспект на соревнованиях по арт-фехтованию. Скажу сразу – я категорически не согласен с мнением, что артистический аспект должны оценивать только специалисты с соответствующим (артистическим) профессиональным образованием или местом работы. Более того, я уверен, что опытный арт-фехтовальщик с бОльшим успехом и бОльшей адекватностью может оценить артистический аспект выступления. Потому что в арт-фехтовании идет судейство не «артистизма» как такового, а именно «артистического аспекта», который состоит из нескольких составляющих. И «артистизм» как воплощение выбранного образа составляет малую часть, 2-3 балла из 12. Но и воплощение образа человек, который более-менее в теме, может адекватно оценить. Все остальные части оценки артистического аспекта - костюмы, выразительность, композиционное построение, общее впечатление - тем более вполне поддаются оценке опытными арт-фехтовальщиками, который прошли грамотную и комплексную систему подготовки, имеющими способности к судейству и понимающими арт-фехтование изнутри, которые не единожды выходили на сцену и участвовали в соревнованиях разного уровня.
Почему я в этом уверен? Из собственного опыта – если ты грамотно подготовлен технически, то к определенному моменту своей спортивной деятельности ты знаешь, как правильно и как неправильно выполнять действия оружием. Если в тренировочном процессе тренер учит тебя видеть свои и чужие ошибки - то понять принципы работы системы судейства технического аспекта не так сложно. Сложность в работе судьей - научиться работать в режиме реального времени на соревнованиях и различать нюансы, но это преодолевается количеством судейского опыта. То же самое можно сказать и про артистический аспект – если в процессе тренировок твое внимание обращают на костюмы, на виды оружия и специфику работы с ним, на принципы и правила построения мизансцен, периодически требуют воплощать образы определенных персонажей и т.п. - ты волей-неволей начинаешь понимать это и учишься в этом разбираться.
Мое мнение, что артистические фехтовальщики весьма адекватно оценивают происходящее на сцене, подтверждает судейство в этом году на Чемпионате России. Прошло уже больше месяца – а у нас нет в интернете обычных ежегодных ругани и конфликтов. То есть судейством этого ЧР все участники более-менее довольны. Занятые места вполне отражают правильность судейских оценок. Да, есть некоторые вопросики к судьям, но оценка в арт-фехтовании многофакторная, выставляется не одним судьей, а несколькими, и по совокупности итоговые таблицы правильно показывают уровень показанных выступлений. Другое дело – сам этот уровень, который оставляет желать лучшего во многих дисциплинах.
Говоря об артистическом аспекте, невозможно не упомянуть про наличие костюмов соответствующей эпохи у участников Кубка. Во-первых, костюм по эпохе уже добавляет поощрительные 0.4 балла, во-вторых, наличие сценического костюма, соответствующего и персонажу, и историческому периоду, влияет и на другие компоненты артистического аспекта – на «артистизм», на «общее впечатление». Поэтому призываю потенциальных участников озаботиться поиском подходящих костюмов для своих выступлений, чтобы и зрители, и судьи, и другие участники увидели красивые поединки – с техничным фехтованием и красивым антуражем.
Завершая эту статью, хотелось бы пожелать, чтобы Кубок получился интересным, с разнообразными выступлениями. Этот турнир – первый опыт, который нам покажет – имеет ли подобный формат право на существование. Лично я уверен, что имеет. Скорее всего, после этого соревнования мы поймем, что необходимо будет подкорректировать, чтобы следующий Кубок был бы интереснее, более соответствовал Правилам и так далее.
И напоследок – еще раз приглашаю фехтовальщиков к участию в «Кубке Евгения Зыкова» по арт-фехтованию, а зрителей зовем в наш зал, чтобы увидеть красивые и техничные поединки!
С уважением,
Евгений Зыков.
08.01.2018г.