Владея оружием - владей собой!

Чемпионат мира по артистическому фехтованию 2012 г., Португалия. Впечатления изнутри.

E-mail Печать

То, что на Чемпионате мира (далее – ЧМ) будет бардак, нам с Женей Зыковым было понятно еще задолго до его начала… Чего только стоит  переписка членов комиссии Международной академии оружия (далее - AAI) по артфехтованию по поводу изменений правил. Одного этого было бы достаточно,  чтобы не питать никаких иллюзий… А ведь была еще масса всякого разного…  Но что бардак будет настолько катастрофичен – лично мне  представить было трудно.  Потому как логично было предположить,  что страна,  так рьяно предлагавшая свою кандидатуру для проведения ЧМ, имевшая 2(!) года на подготовку,  да еще проводящая его во второй раз, имеет представление о том,  как это должно выглядеть… Ан нет. Не имеет.

И не ждите от меня слов из серии: «Ну ведь провели же, столько стран приехало, столько сил потратили - все равно молодцы!» Таких слов не будет. Потому что Россия  предлагала свою кандидатуру для проведения ЧМ-2012 на том же конгрессе ААI в 2010 году. Ну  а то,  что европейцам лениво и жадно  заниматься оформлением виз, и именно это определяет в итоге выбор места проведения турниров ААI, нисколько не оправдывает спортивную неграмотность португальских организаторов.

 Спасла ЧМ,  практически вынесла его на своих плечах, Линда Перейра. Она чуть ли не единственная из тех организаторов,   с которыми мне довелось общаться, производила впечатление человека живого и  разумного. Уж не знаю,  каким ветром занесло её на эти галеры,  но та часть работы,  которой ведала она, была сделана превосходно.  Благодаря ей,  я уверена,  у многих участников ( для которых чемпионат мира,  так же как и для самих организаторов,  не являлся спортивным соревнованием) от него остались самые хорошие впечатления. Место проведения ЧМ, большая сцена, нескользящее покрытие,  помещения для переодевания и репетиций, англоговорящие помощники на ресепшене, экскурсия и сувениры для  спортсменов,  знающие дело операторы и режиссеры видеосопровождения…  Этой женщине  мой низкий поклон,  восхищение и искренние слова благодарности. Но только ей.

 

Что касается остальных помощников господина Е. Рока (предводителя португальских артфеховцев и главного организатора ЧМ), то таких я и врагу не пожелаю. Потому что эти люди понятия не имеют,  что такое спортивные соревнования  вообще и чемпионат мира по артистическому фехтованию, в частности. И чем все это  отличается от пикника на лужайке. Боюсь даже представить,  во что превратился бы наш российский артфех, будь у нас  такое же отношение к делу.

Собрание накануне ЧМ. Из приятного – афиши старых кинофильмов с фехтованием,  собранные  в фойе конгресс-центра... Обычно на подобных собраниях, помимо торжественных  приветствий, озвучивается вся техническая информация – кто, когда, куда, в какой последовательности и т.д. и т.п. Но… ничего подобного не случилось. Затянувшийся   фуршет,  потом пара речей от мэра и г-на Бунке,  мятый флаг ААI в качестве презента г-ну Року и… всё. А когда мы  спросили: «А как же завтра будет организован процесс репетиций и проч.?»,  нам ответили: «Мы сейчас пойдем и  будем об этом ДУМАТЬ».  Выходит, двух лет  не хватило?

Репетиции. Озвученная старшим по соревновательной части товарищем по имени Гильермо мысль о том,  что репетировать будем «вот как в бумажке написана  последовательность выступлений» повергла в шок. «Дзынь!», - прозвенел в голове уже не первый, но  все такой же как и предыдущие тревожный звоночек. Простите, уважаемый Гильермо,   а где же расписание, в котором означено кто во сколько на сцену выходит и когда её освобождает??? Нету??? А что есть??? Ничего??? А кто будет следить за регламентом??? Никто??? «Какая прелесть!»- сказали мы и попросили себе  общее время для всех наших номеров.

Еще один тревожный  «звоночек» прозвенел,  когда  в операторской рубке меня  спросили,  не хочу ли я сама сесть за пульт. Предложение было весьма странным,  т.к. ни один грамотный специалист, отвечающий, во-первых, за успешное проведение соревнования и, во-вторых,  за столь дорогостоящую технику,  не пустит за неё первого встречного,  а точнее - толпу первых встречных. Ведь выступлений-то было более 60-ти. И сбей настройки или, не дай бог, сломай там что-нибудь ненароком кто-то из «пришельцев»  – турнир срывается, потому как пойди потом сходу пойми – куда кто нажал и что повернул… Поэтому предложение насторожило. И как позже выяснилось – не напрасно, т.к. в рубке были отнюдь не профессионалы.

После долгих препирательств, описанных уже везде и неоднократно, мы все же выбрали почти все полагающееся нам по правилам ЧМ время на репетиции  и успели обговорить с операторами свет и звук  на все номера, но светотехнику это мало помогло. Как объяснил их старший (мы его окрестили «бригадир»),  тот на репетициях только  «записывал основные моменты».   «А программировать он будет всё потом», - сказал  бригадир. Это был еще один тревожный сигнал. Потому как  сами соревнования уже завтра, а дело шло к вечеру, и какая бы то ни было работа «потом» в исполнении неспешных португальцев представлялась некоей абстракцией. Особенно   если вспомнить о том,  как часто в течение своего и без того не слишком длинного рабочего дня они ходят покушать и в туалет.

Количество разнообразных софитов,  увиденное в наш первый приход в зал,  привело меня в полный восторг! Потому что с таким оборудованием можно было сделать потрясающе красивый свет на все наши номера… И персонажей  подсветить и декорации,  и акценты расставить… Аппаратура была шикарная!!! Ну и собственно … это всё.

Рома из РГУФКа – сколько раз я вспоминала тебя,   в одиночку управляющегося на чемпионатах России и со светом и со звуком. И при этом  умудряющегося с  половиной перегоревших ламп делать  свет всем выступающим… А мы еще бывали недовольны… Вот уж действительно – все познается в сравнении…

В свето-звуковой рубке их сидело 6(!!!) человек.  При этом кпд каждого из них едва тянул на 5 процентов. Более-менее был адекватен,  и к тому же понимал по - английскии  их  бригадир.  Но он, такой продвинутый, там был один. С ним собственно и шло все наше общение. А он потом переводил своим «орлам» на португальский,  что им надо сделать. И вот с этого момента начинались проблемы.   Со скоростью реагирования техников на звуковой раздражитель (услышать слова бригадира с указанием,  что надо сделать и попытаться их осмыслить),   формированием в мозгах ответного сигнала  и собственно временем поступления нервного импульса от мозга исполнителя к его же конечности, шевелящей рычажки на пульте. Такое впечатление,  что всю эту  аппаратуру работавшие на ней люди видели,  как и мы, - впервые в жизни. И понятия о том, что делать с техническим сценарием на номер они,  видимо,  так же не имели. Нет,  с обычным общим светом без премудростей они еще кое-как справлялись… Но вот со светом чуть посложнее  дело шло уже  тяжело. Поиски нужной кнопки при любом изменении света сводились, как правило,  к включению дыма  из левой кулисы. Видимо,  этот рычажок был первый на пути к другим кнопкам…  Ребята на звуке знали свои кнопки гораздо лучше световиков. Но это не мешало им тормозить со страшной силой. Поэтому звук если и становился громче или тише, то уже  к тому моменту,  когда это  было никому не нужно.

В день соревнований картина была примерно такая же. По-настоящему РАБОТАТЬ они начали только после того,  как  наша сборная подала официальный протест,  обвинив бригаду тех. сопровождения в срыве выступления. Ну  а как еще назвать выключение света на сцене во время боя? Да еще когда потом при длительных и безуспешных поисках нужной кнопочки, этот самый  свет включающей, светотехник в своих лучших традициях напустил на сцену дыма… Тут уже мое терпение лопнуло, мы накатали бумагу и с сожалением на лицах вручили её г-ну Року. Тот долго икал и мялся, говорил что-то про всеобщий стресс и пытался жаловаться на множество проблем,  но бумагу таки взять ему пришлось,  после чего он с грустью пошел «решать вопрос»… До этого момента свето- и звукотехники в рубке пребывали в сонно-флегматичной нирване,  прерывающейся походами в туалет и пожевать. Разумеется,  протест наш никто не удовлетворил,  да мы на это  и не надеялись. Но эффект все таки был получен – ребята в будке ПРОСНУЛИСЬ,  видимо получив втык от начальства.  И все следующие за нашим «Победитель?.. или 7 минут…» номера были проведены по свету гораздо четче и лучше.

Свет и звук – значительная составляющая  успешного выступления. И к сожалению, зависит она не только от спортсменов и тренеров, даже будучи хорошо продумана,  а еще и от таких вот разгильдяев. Потому все так много и говорят об этом. И будут говорить.  Хорошо,  когда в рубке профессионалы, знающие свое дело. Тогда исполнители имеют возможность в полной мере раскрыть свой замысел перед  зрителями  и судьями. А когда «работают» такие вот сонные мухи,  как были в Эшториле, зритель подчас  видит вместо фехтования  дым и темноту. И судьи,  кстати,  тоже. Это и оценивают. Соответственно.

Судейство. Я не буду здесь рассуждать  о квалифицированности судей, это на сегодняшний день бессмысленно. В ААI нет и,  скорее всего, не будет сформирован обученный судейский корпус. Как нет у AAI и стремления узаконить  единое понимание того,  как и за что судьи должны ставить оценки.   В судьи приглашаются  каждый раз разные люди,  в зависимости от пристрастий и личных связей организаторов. И некоторые из приглашаемых зачастую  вообще слабо понимают,  что такое артфехтование (достаточно вспомнить ЧМ-2008 в Сан-Марино).  А оценки,  к слову,  выставляются как придумалось на заседании жюри накануне,  а не как в правилах ЧМ написано. Кстати,  вопрос тотального несоблюдения правил  организаторами соревнований – весьма и весьма актуален для ААI.  Впрочем, это вполне укладывается  в общую картину отношения нынешнего руководства ААI и его приближенных к артфехтованию… Но о технической стороне организации процесса судейства  я все таки скажу – благо есть информация из первых рук… Ну ладно,  нет желания или возможности организовать показ оценок прямо по ходу турнира. Это еще можно как-то объяснить. Это действительно не всегда технически возможно и почти всегда довольно сложно. Но нет же ж предела «совершенству»! Даже во сне б такое не приснилось! У судей не было даже бланков протоколов!!! Они в устной форме сообщали свои оценки секретарю, который все это куда-то там записывал… Вполне возможно, что сидя впотьмах среди  мелькающих огней и грохота фонограмм он  даже слышал и записывал всё правильно. Но сама система, в которой судья никак не отвечает за свою работу,  просто потому, что в природе не существует  заполненного  им документа с его оценками за его же подписью, говорит о полном дилетантизме ААI и о том,  что эти люди понятия не имеют,  что такое спорт. А точнее – не хотят его иметь. Ведь более чем за 15 лет, при желании, AAI вполне могла бы создать четкий и отработанный механизм проведения нормальных спортивных соревнований по артистическому фехтованию в Европе. Мне за примерами далеко ходить не надо. Поскольку сама же организовываю и провожу чемпионаты России. После каждого ЧР  хранятся все протоколы судей и видео всех выступлений, которые я просматриваю и анализирую. Смотрю,  что у судей получается адекватно оценивать, а   что вызывает затруднения, какие критерии надо оставить, какие изменить, на что обратить  внимание арбитров и т.д. и т.п. На основе постоянного анализа результатов работы судейской коллегии на соревнованиях строится и корректируется система оценивания в любом виде спорта. И процесс этот занимает годы. Иначе – невозможно. Без этого мы имеем то,  что по сей день  имеем на ЧМ.

Дисквалификации. Которых не было. Ни для дуэтов,  в которых убивали третьих лиц,  ни в номерах с чисто  японским оружием… Один, но очень яркий пример. Испанский синхрон. Профессор Мовшович: «Но ведь у них же идет не синхронное выступление,  а  групповой бой!» Технический директорат: «Да, есть такое. Но это они СЛУЧАЙНО. Давайте их немного оштрафуем». Ну и все в таком духе…

Итоговые протоколы. Которых так никто и не увидел ни до награждения, ни после. Нет,  какие – то баллы,  начиная с 4-го места, в  обнародованных бумагах стояли. Причем сначала эти баллы были одни,  потом почему-то стали другие… Как и штрафы – тут,  в бумажке,  штраф начислен вроде за одно, а вот там,  на мониторе,  вроде он же,  но совершено за другое… А за что на самом деле – никто и вовсе не знает. А вот какие оценки были у призеров – призеры не знали даже к моменту закрытия ЧМ… Ну и какой же это чемпионат мира,  если участники к моменту окончания соревнований так и не знают своих оценок??? И не видят итоговых протоколов??? И сдается мне,  что  распределение призовых мест среди финалистов было сделано вовсе не по итогам судейства,  а по принципу «всем сестрам по серьгам» (ну,  чтобы никого сильно не обидеть),  а уж потом под это дело были оценки нарисованы. Иначе  зачем было так старательно их скрывать? Видимо,  для того, например,  чтоб русские не  подали протест из-за странных оценок в дисциплине «Группа – Античность». У них ведь итак полно золотых медалей. Куда еще-то? Надо же  и другим золотишка  дать... Причем нарисованы оценки были  не слишком умело. Чего стоит только то,  что в наших же  двух выступлениях в категории «группа от 16 века»  оценки за технику фехтования  номера  «Однажды в опере» выше,  чем в номере «Победитель?..» Смешно.

Выступления. Что касается наших выступлений - в общем и целом я довольна. Не могу сказать, что абсолютно всеми номерами и  исполнителями. Но знаю, что ребята  старались и уровень всех выступлений был достаточно высок. Мог бы быть и выше – имей я возможность,  как старший тренер,  в достаточной мере поработать над номерами сборной вместе с их исполнителями хотя бы недели 2-3 перед ЧМ… Тренировочный сбор необходим перед подобными турнирами, и мне очень жаль,  что он не был проведен. По поводу остальных команд - не все номера видела вживую, но многие все же удалось посмотреть. И что же? Вспомнить – то особо нечего. Единственный коллектив, который  озаботился  сюжетом,  персонажами, костюмами,   музыкой,  постановкой и что немаловажно,  отработкой своих номеров – французский коллектив «La Garde des Lys». Все остальное  - по большей части оставляло впечатление,  простите,  халтуры, безвкусицы и дилетантизма. И мне стало понятно,  почему в ходе рекламной компании  ЧМ-2012 та же Линда  Перейра делала акцент на приезд  в Эшторил  именно нашей команды.

К чему, собственно, я все это пишу? Вовсе не к тому,  чтобы поязвить на тему некомпетентности  португальцев или фехтовальной корявости европейцев.  Проблема гораздо глубже. Ни в Европе, ни в ААI не относятся к артфехтованию как к  спорту. Собственно, это идет от  «головы» ААI, её главы г-на М. Бунке,  который сам в первых же рядах  и заявляет: «Артфехтование  -  не спорт». А откуда «рыба тухнет»,  знает каждый русский человек.

Первым международным турниром,  увиденным мною, был открытый чемпионат Германии 2006 года. Тогда Россия впервые вышла на международную арену – мир посмотреть и себя показать. И это был лучший турнир по уровню организации и качеству  выступлений. А дальше я наблюдаю устойчивый регресс европейского артфехтования - как по части организации турниров, так и по уровню постановок и исполнителей.  Специально  присмотрелась на этом ЧМ  к тем коллективам,  которые видела еще в 2006 году… Кроме того,  что европейские артфехтовцы в основной своей массе жадны и ленивы (чего только стоят их рассуждения о том,  что поехать в другой город (не страну,  а именно город) на турнир – это дорого и трудно),  у них еще и нет никакого стимула к развитию (самосовершенствование не в счет, это только для русских. Да и то -  не для всех.)  Во многих европейских странах количество занимающихся артфехтованием меньше, чем тренируется людей у меня в «Эспаде». И их это вполне устраивает. Нет конкуренции – нет необходимости вкалывать для постоянного совершенствования своих спортивных навыков и умений. Нет проблемы отбора при поездках на тот же ЧМ,  а кроме того можно позиционировать себя как великого спеца и вешать лапшу на уши обывателям  на мастер-классах. Ну разве плохо?

В противоположность этому с того же 2006 года  резко вырос уровень российского артфехтования. Почему? Уверена – во многом благодаря тому,  что у нас артистическое фехтование стало официальным видом спорта. Это, с одной стороны, обуславливает  приход в артфехтование людей,  готовых много и трудно работать над повышением своего мастерства, а  с другой  - постепенно  отсеивает деляг и самодовольных бездарей. Т.е. ситуация, диаметрально противоположная европейской. Результат – колоссальная разница в качественном уровне выступлений сборной России и большинства  остальных участников ЧМ-2012.

 

Остается лишь помечтать о том,  каким мог бы стать наш любимый артфех уже сегодня,  имей он все эти годы надлежащую поддержку хотя бы со стороны федерации фехтования России. И каким могло бы предстать на ЧМ-2012 артфехтование европейское, которое почти на 20 лет старше российского, относись они к своему детищу хотя бы на десятую долю  от отношения нашего.

                                               В. Лихтаренко,  тренер-преподаватель студии "Эспада", старший тренер сборной России - 2012

 
Поделиться ссылкой на эту статью: