Владея оружием - владей собой!

Тренировки в "Эспаде". Обучение фехтованию

E-mail Печать

Автор - тренер-преподаватель студии Виктория Лихтаренко.

Спортивная тренировка в любом виде спорта состоит из общефункциональной (физкультурной) и специальной разминок, собственно занятия по виду спорта и заключительной части - силовой гимнастики (так называемой «заминки»).

Артистическое фехтование – не исключение. Разумеется, далеко не каждый начинает заниматься артистическим фехтованием в «Эспаде» с целью стать чемпионом мира, для многих артфехтование – просто хорошее, нестандартное и интересное хобби или способ похудеть, средство поддержания спортивной формы или ведения здорового образа жизни... Всё это, разумеется, учитывается нашими тренерами при построении основной части занятия и индивидуальном подборе упражнений, непосредственно относящихся к обучению фехтованию. Но разминка у всех учеников должна быть основательной, так как именно разминка готовит наше тело к предстоящим нагрузкам и позволяет избежать случайных травм.

Общефункциональную разминку в "Эспаде" проводит Евгений Петровский. 20-30 минут, насыщенных специально подобранными, тщательно продуманными упражнениями, с особой системой дыхания - чтобы подготовить тело к физической нагрузке, по максимуму избежать травм и асимметрии физического развития и, по возможности, скомпенсировать последствия сидячего образа жизни или спортивных увлечений прошлых лет... Редкий спортивный клуб может похвастаться таким грамотным, знающим свое дело тренером. Но нам повезло. Нам вообще очень везет на хороших тренеров и хороших учеников...

training_19_20110706_1204568222  training_20_20110706_1217401323  training_22_20110706_2015613157  training_26_20110706_1070326664
training_24_20110706_1524041041  training_25_20110706_1572158233  training_28_20110706_1813304617  training_30_20110706_1108228660

Вслед за общефункциональной разминкой проводится разминка специальная. 20-30 минут активного движения в боевой стойке с оружием, с небольшими перерывами на отдых, необходимы каждому, кто хочет научиться хорошо и свободно двигаться как на фехтовальной дорожке со спортивной шпагой в руке, так и во время показательного поединка на сцене... Специальную разминку проводят все тренеры студии , и у каждого она получается своя. У кого-то более "живая" и энергичная, у кого-то более методичная и сосредоточенная... Но одно всегда объединяет все проводимые фехтовальные разминки - они направлены на совершенствование базовой техники передвижений фехтовальщиков. Во время разминки спортсменам даются задания на развитие специфических для фехтования реакций, на обобщение и осмысливание каждым из спортсменов изученного материала. И, кроме того, во время разминки, как на ладони, видны сразу все недостатки в технике учеников, - как индивидуальные, так и общие, что очень помогает в работе...

training_31_20110708_1739226641  training_32_20110708_1612083695  training_33_20110708_2089402400  training_34_20110708_1838718696
training_35_20110708_2035407252  training_36_20110708_1424860753

Основная часть занятия – собственно артистическое фехтование... Освоение боевой стойки, техники передвижений, позиций, атак, защит, уклонений, обезоруживаний и других разнообразных приемов и действий с оружием, работа на тренажерах и перед зеркалом, упражнения с партнером, разучивание боевых связок, постановка номеров и поединков, репетиции, выступления и многое другое... Об этом мы обязательно поговорим отдельно...

Кто сказал, что артистическое фехтование - это только фехтование?

На наших тренировках и спортивных сборах регулярно проходят занятия по рукопашному бою. Зачем? Ответ прост: "Как правило, сценический бой в артфехтовании – это не только противодействие клинками. Очень часто возникает ситуация, когда по сюжету один или несколько персонажей остаются без оружия. И тогда защищаться и нападать им приходится врукопашную. Эти фрагменты выступления не могут быть продолжительными, так как оценивается в арт-фехтовании прежде всего владение оружием. Но в спорте не бывает мелочей, а в выступлении не должно быть двигательных «провалов». Даже если спортсменам предстоит изобразить всего два-три удара руками или ногами, эти действия не имеют права выбиваться из общей канвы представления – в них надо органично «войти», их применение должно быть логически оправданно, а исполнение - выглядеть не менее реалистично, чем само фехтование. Практика показала, что для достижения такого результата спортсменам надо овладеть реальными приемами нападения и самообороны без оружия. Тогда на этой двигательной базе возможно создать убедительные для зрителя постановочные фрагменты с применением рукопашного боя, которые украсят дуэльный поединок, помогут придать ему остроту и новые эмоциональные оттенки..." (отрывок из статьи А. Мовшовича и В. Лихтаренко "Артистическое фехтование – грани спорта и искусства", журнал «Детский тренер», 2009г.)

training_46_20110708_1254537195  training_47_20110708_1857857923  training_48_20110708_1580854634

Только в "Эспаде" есть такие занятия, и проводит их наш тренер Евгений Петровский. 20 лет тренерского стажа - гимнастика ушу, каратэ, рукопашный бой... Богатый личный опыт боевых единоборств... Любое его движение рационально, молниеносно, отточено до совершенства и всегда попадает точно в цель... Под его руководством мы учимся не только убедительно выглядеть на сцене в ближнем бою и схватках без оружия, но и приобретаем реальные навыки самообороны. Согласитесь – неплохой «бонус» к занятиям артфехтованием – уметь реально защитить себя и своих близких в опасной ситуации...

Индивидуальные уроки на спортивном оружии являются одним из важнейших методов обучения и тренировки в фехтовании. В индивидуальном уроке преподаватель проводит упражнения поочередно с каждым фехтовальщиком и выступает в роли противника, создающего определенные условия для выполнения тех или иных приемов и действий. Эти уроки позволяют, учитывая индивидуальные особенности каждого фехтовальщика, глубоко и тонко работать над его спортивным совершенствованием...

В артистическом фехтовании индивидуальный урок так же является очень важным элементом тренировочного процесса, так как любой артфехтовальщик должен продемонстрировать на соревнованиях хорошую базовую технику владения холодным оружием, которая, к тому же, является залогом его безопасности – ведь артфехтование не предполагает использования на выступлениях защитных костюмов и масок...

Индивидуальные уроки в фехтовании могут иметь техническую, тактическую и соревновательную направленность. В артистическом фехтовании, в основном, применяются уроки технической направленности. Основная задача таких уроков - установление и совершенствование техники выполнения приемов и действий - "постановка" руки, правильность передвижений, выполнение атак, защит, контратак, работа на дистанцию и развитие реакции и т.д. и т.п. Здесь же проводится работа над исправлением ошибок, возникающих в процессе парных упражнений, учебных боев, выступлений и соревнований. Для проведения индивидуального урока преподаватель надевает специальный «нагрудник», ученик – защитную маску и перчатку.

training_37_20110708_1478986243  training_38_20110708_1877973627  training_45_20110708_2076083846

Учебные бои в артистическом фехтовании так же весьма полезны. Они дают возможность ощутить «свободу движений и действий» в поединке. Ведь основная работа артфехтовальщика при подготовке к выступлению – разучивание и многократное повторение заранее составленного боя. А тренировочный поединок, например, на спортивной шпаге, вносит разнообразие в тренировку и, кроме того, позволяет глубже понять сущность фехтования. Он дает возможность почувствовать, что это такое – нанести самому или получить укол от противника, попробовать «по-настоящему» осуществить ту или иную разновидность атаки или, защитившись от натиска соперника, дать ему рипост и т.п., а еще убедиться на собственном опыте ( а точнее - ощутить на собственной шкуре ), почему то или иное действие или прием надо выполнять именно так, а не иначе... Ведь всё очень просто и наглядно - неправильно взял защиту - получил укол, "прозевал" начало атаки или нарушил дистанцию - неделю любуешься синяками ... Тренировочные поединки в «Эспаде» проводятся на спортивных рапирах и шпагах, ученики обязательно надевают защитные костюмы и маски.

А еще тренировочные бои - это очень хорошая разрядка ... Можно не думать о безопасности партнера (на теле – защитные костюмы) и не держать в голове схему боя (даешь импровизации!), не думать об артистизме и «контрольных точках» выступления (фехтуем, пока один из противников не нанесет другому укол)... Полная свобода действий и абсолютный эмоциональный «отрыв»...

training_39_20110708_1143074947  training_40_20110708_1126677436  training_43_20110708_1189159069
training_41_20110708_1708779619  training_42_20110708_1618502726  training_44_20110708_1098350674

Заключительная (силовая) часть тренировки (в спорте её часто называют «заминкой»). Приседания, отжимания, подтягивания и пр. и др... 10-15 минут специальных упражнений на укрепление воли, развитие выносливости и силы мышц рук, ног, спины, пресса и т.п., снятие возбуждения и снижение напряжения центральной нервной системы, образовавшихся в ходе тренировки...

training_27_20110706_1709298412

Это далеко не все из того, чем мы занимаемся на наших тренировках. Это база для успешного освоения искусства артистического фехтования. А еще есть хореография и актерское мастерство, постановка новых номеров и обсуждение новых сценариев, выступления на соревнованиях и различных мероприятиях, спортивные сборы, студийные конкурсы, шитье костюмов, изготовление декораций и еще много-много самых разных интересных дел...

 
Поделиться ссылкой на эту статью: