{jcomments on}
Источник: http://www.plumes.org/destreza/theory/index.html
КРУГ и КРЕСТ
Метод для изучения и практики работы ног в Испанском стиле (далее «испанские шаги») – Часть 1
Пак и Мери Кертис.
Это первая из серии статей, посвященных азам фехтования в испанской манере (далее «испанская школа»)
Все нижесказанное является одновременно как переводом так и интерпретацией первичных источников и отражает их текущее понимание авторов (переводчиком). Авторы приветствуют критические комментарии и обмен опытом
На русский язык переведено Бесфамильным Алексеем. Если в процессе чтения заметите неточности перевода или интерпретации – с благодарностью приму ваши исправления по адресу poluektpoluektov@mail.ru
В 16 веке в Испании появилась новая система фехтования, названная La Verdadera Destresa, что может быть переведено как Истинное Искусство. Учителя этого стиля стали известными по всей Европе и принципы этой школы сохранялись на протяжении 300 лет. К сожалению, это искусство было по большей части утеряно в 1800-х годах, когда французская литература, мода и влияние пришли в Испанию.
Цель настоящей статьи – познакомить ученика с основами работы ногами в Испанской школе фехтования, и через простое начало преподать основные концепции, которые позволят ученикам как практиковаться в Испанском стиле шагов, так и привязать данные концепции к оригинальным источникам.
В качестве помощи в изучении шагов, я создал простую схему, которая может быть использована для тренировок. «Крест», который я представляю Вашему вниманию, является моей собственной наработкой, предназначенной для того, чтобы помочь ученикам в постижении Испанского стиля шагов, и может быть использован в качестве «моста» для понимания некоторых примечаний, которые использовали don Jeronimo Sanchez de Carranza и don Pacheco de Navarez в своих текстах.
Как во многих системах фехтования, в Испанском стиле фундаментом являются работа ногами, которая служит началом в изучении Испанского стиля.
ПОЗИЦИЯ.
Мы начнем с того, что посмотрим на то, как выглядит Испанская позиция. В произведении Pacheco «Книга величия меча», данная позиция выглядит следующим образом:
Позиция Pacheco.
Перевод: «Положение ног, которое должен иметь Диестро[1], когда встает в позицию»
В Испанской позиции вес выровнен по центру между ног, тело повернуто правым боком к противнику и фехтовальщик может двигаться в любом направлении. Вооруженная рука выпрямлена на уровне плеча. Но не заблокирована. Вес может перемещаться в подъем стопы или в колени по необходимости.
Ноги находятся на расстоянии, не превышающем ширину плеч. Носок передней ноги направлен на противника, а задняя нога находится под прямым углом к передней ноге, таким образом, что каблуки расположены на одной линии.
Положение ног фехтовальщика в позиции.
Для фехтовальщиков-левшей необходимо развернуть позицию таким образом, чтобы носок левой ноги указывал на оппонента.
Примечание: Во время передвижений нельзя , чтобы ноги скрещивались. Это основное правило Испанской школы и как большинство правил может быть нарушено только при наличии весомой причины. Начинающие не должны пробовать делать перекрестные шаги до тех пор, пока они не поймут и не изучат исключения из этого правила.
Испанские шаги отличаются использованием небольших шагов, походящих на шаги танца. В 1598 году Джордж Сильвер пишет в своей книге Парадоксы Защиты:
Они стоят смело, насколько это возможно с корпусом развернутым правым боком, близко друг к другу, с постоянно двигающимися ногами, как если бы они танцевали, вытянув вперед свои руки вместе с рапирами очень прямо напротив лиц или корпусов своих противников, и эта единственная позиция для выполнения данного вида боя»
Помня об этом, мы можем использовать простой танцевальный счет для того, чтобы помочь выучить работу ногами.
Условное отображение шагов.
Мы представили позицию ног в виде серий отпечатков стоп и используем их для демонстрации шага вправо. Шаги вправо используют 2 счета:
- Правая нога идет вправо
- Левая нога идет вправо
Примечание: В словаре Испанской работы ногами шаг в сторону от центральной линии атаки(вызова) называется Compas de Trepidation[2].
Два шага вправо могут быть разложены на 4 счета:
- Правая нога идет вправо
- Левая нога идет вправо
- Правая нога идет вправо
- Левая нога идет вправо
Рисунок. «Двойной шаг вправо»
Двойной шаг влево можно изобразить в том же 4-х тактовом размере:
Рисунок. «Двойной шаг влево»
Уда бы вы ни двигались, начинайте движения с той ноги, шаг с которой не будет приводить к скрещиванию ног. Со скрещенными ногами вы быстро потеряете мобильность и станете уязвимы для атаки. Когда вы движетесь вправо, начинайте шаг с правой ноги, а когда вы движетесь влево, начинайте движение с левой ноги воизбежание скрещивания ног.
Это хорошее упражнения для начала изучения техники Испанских Шагов и я рекомендую упражняться в этих двух движениях (шаги влево и вправо) до тех пор пока это не станет для вас привычным.
Когда вы работаете с учениками, считайте громко вслух, в то время как совершаете шаги. Вы можете также использовать музыку и считать таким образом, чтобы ваш счет попадал в ритм играющей музыки. Изменяйте темп музыки и счета шагов, чтобы тренировать себя. Когда вы чувствуете, что у вас стало получаться, попробуйте делать это упражнение в паре, выполняя зеркальные движения при передвижении назад и вперед. Работая с партнером, помогайте ему, если вдруг заметили, что он пересекает ноги, двигаясь не с той ноги.
В любом случае, если у вас не получается, попробуйте делать то же самое, но медленнее, пока ваши шаги не станут для вас естественными.
Теперь мы возьмем эти два упражнения для того, чтобы создать связку на 8 счетов, путем объединение двойного шага вправо и двойного шага влево.
- Правая нога идет вправо
- Левая нога идет вправо
- Правая нога идет вправо
- Левая нога идет вправо
- Левая нога идет влево
- Правая нога идет влево
- Левая нога идет влево
- Правая нога идет влево
Рисунки. Шаги 1-4(Вправо) и Шаги 5-8 (Влево)
Попробуйте шаги вперед и назад под 8 счетов. Сфокусируйтесь на смене направления справа налево и наоборот, изменяя темп движений. Использование этого упражнения позволит начать грамотно двигаться в короткий период времени.
Как только вы почувствовали, что достаточно опытны в исполнении данного упражнения, попробуйте начать двигаться с другой ноги и в обратном направлении. Вы заметите, что ваши передвижения внезапно станут несколько неуклюжими. Это объясняется тем, что ваше тело привыкло двигаться вправо с передней ноги, а влево – с задней. И это именно то, чего мы и добивались. Поздравьте себя с хорошей мышечной памятью. Вернитесь в нормальную позицию и попробуйте снова наше упражнение. Уже не задумываясь о том, какая нога начинает движение, это будет выглядеть достаточно натурально.
Теперь пришло самое время для того чтобы адаптировать наши условные обозначения, для того, чтобы быть ближе к актуальному Испанскому методу, описывающему работу ног. Мы перерисуем наши отпечатки стоп таким образом, что каждая остановка в позиции будет представлена квадратом. В таком случае наши шаги вправо будут выглядеть следующим образом:
Рисунок «Шаги вправо»
Шаги справо-налево будут выглядеть следующим образом:
Рисунок «Шаги налево»
Примечание: «Ноль» в каждой фигуре представляет собой стартовую позицию.
Используя те же обозначения, описывая шаги вперед и назад, будьте внимательны к тому, что начинаем шаги вперед мы с передней ноги, а отступаем, начиная двигаться с задней ноги. Старайтесь избегать ставить ноги рядом. Если ноги находятся близко друг к другу, вы можете легко упасть.
Рисунок. «Шаги вперед и назад»
Теперь самое время попробовать 8-ми счетные упражнения, которые мы делали ранее, но двигаясь теперь вперед и назад. При тренировке уделяйте этому упражнению столько же времени. Сколько и упражнению на движение вправо-влево
Примечание: В словаре Испанской работы ногами любой шаг вперед называется Compas Recto[3], а любой шаг назад называется Compas Estrano[4]
Если мы наложим друг на друга диаграммы шагов вправо-влево и вперед-назад, то получим крестовидную фигуру (далее - Крест), которая может быть использована для практики в более сложных комбинациях Испанских Шагов. Каждый квадрат диаграммы представляет собой начальную или конечную точку для каждого шага.
Рисунок. Диаграмма шагов в виде Креста.
Теперь становится возможным, используя 8 счетов, практиковать работу ногами, которая будет включать в себя множественные изменения направлений, например, шаги влево, вперед, назад и влево, как это показано на рисунке ниже:
Рисунок. Пример движения влево по Кресту.
Вернуться в исходное положение можно зеркально отображая шаги, по которым мы двигались влево.
Рисунок. Шаги вправо по Кресту.
Попробуйте пройти весь Крест медленно, используя 2*8 счетов (две восьмерки). Будьте внимательны и не скрещивайте свои ноги и не ставьте ступни слишком близко друг к другу, что обычно происходит, когда движения становятся более сложными. Как только вы почувствуете себя комфортно в этой ситуации, попробуйте увеличить темп.
Теперь самое время попробовать различные виды схем передвижения, таких, как показанная выше. Изменяйте схемы, варьируйте их для практикования быстрого изменения в направлении движения.
Для включения круговых движений в работу ног, которые являются «торговой маркой» Испанской системы фехтования, мы добавим «круги» к уже знакомому нам Кресту. Центр Креста в виде квадрата был заменен на круг.
В любое время, когда фехтовальщик наступает на пространство ограниченное окружностью, это означает, что он движется вдоль периметра Испанского Круга (далее – Круг). Круговой шаг называют Compas Curvo[5]. (Более подробно мы эту тему разберем чуть позднее)
Для того, чтобы сделать шаг по Кругу вправо, сделайте шаг сначала с правой ноги, затем с левой. Для того, чтобы сделать шаг по Кругу влево, сделайте шаг сначала с левой ноги, затем с правой.
Рисунок. Крест с наложением Круга
В нижеприведенном примере обучающийся делает сначала продвижение вперед, а затем продолжает его круговым шагом.
Рисунок. Пример объединения передвижений в прямолинейной и круговой манере.
При упражнениях с данной моделью, я рекомендовал бы считать по восьмеркам вслух, когда вы совершаете те или иные передвижения. В это время надо быть полностью уверенным, что ваши ноги не перекрещиваются и каждая стопа приходит на свое место с четко отцентрованным балансом.
Примечание: очень заманчиво, при осуществлении продвижения вперед и направо по кругу, сделать это движение быстро без обращения должного внимания на восстановление баланса. Я уже отмечал эту тенденцию во время тренировок шагов вправо и обратно – вот почему я предпочитаю практиковать упражнения на 8 счетов по два перемещения вправо и влево за каждые 8 счетов. Попробуйте думать о каждом шаге, как о дискретном законченном движении, нежели только как о мостике между местом где вы стоите сейчас и местом, где вы хотите оказаться в будущем. Если вы пытаетесь предугадать следующий свой шаг, то вы можете потерять возможность легко сменить направление, когда это потребуется.
Как только обучающиеся становятся все более уверенными в этом упражнении, вы можете ускорить темп счета, до такой степени, пока выполняющие это движение ученики успевают за вашим счетом. Попробуйте различные вариации упражнения, чтобы обучающиеся научились быстрой смене направлений. Данные перемещения, в разных направлениях и по разным траекториям, напоминающие танец, являются неотъемлемой частью Испанской системы фехтования.
Как только ученики получат определенный опыт с таким видом упражнений, вы можете ставить их в пары и давать задание зеркально повторять движения друг-друга используя соответствующую технику ног (один ведет, другой отображает, затем смена ролей прим.переводчика). Удостоверьтесь, что партнеры помогают друг-другу, следя чтобы его оппонент не пересекал ноги и не ставит стопы слишком близко друг к другу.
Обычно, существует большое количество вариаций данного движения и приветствуется, когда ученики включают в свои упражнения как можно больше вариаций. В предыдущих упражнениях мы использовали крест как путеводитель по упражнениям на работу ног.
Еще одной хорошей тренировкой для учеников является упражнение, когда они постоянно представляют себя в центре воображаемого Креста и могут пойти в любом необходимом направлении. Как только они совершили какой-либо из шагов. Крест и возможные описанные перемещения, движутся вместе с ним. Когда студенты используют эту более продвинутую модель, они могут использовать все те же методы работы ногами, но теперь уже представляя себе тот факт, что они могут менять направление своего движения в любой момент боя. Нахождение в центре креста – всего лишь один из методов иллюстрации этой концепции.
Теперь перейдем от нашей концепции Креста к Испанскому Кругу. Вообразите, что вы стоите в центре воображаемого Креста. Центральный квадрат Креста примыкает к Кругу. Если вы хотите встать напротив противника, вы должны мысленно нарисовать линию от носка Вашей передней ноги до носка передней ноги Вашего оппонента Эта линия формирует Диаметр Круга. Испанский Круг является воображаемой окружностью, разделяющую обоих оппонентов и определяющую должную дистанцию между ними.
Рисунок. Воображаемый Испанский Круг, разделяющий 2-х оппонентов.
Фигура А – Круг из книги Pacheco “The Book of the Greatness of the Sword”
Фигура В –Графическая реконструкция Круга
Испанский круг двигается вместе с участниками дуэли на протяжении всей схватки, равно как и Крест, о котором мы говорили ранее. Ниже вы можете увидеть Крест и Круг вместе на рисунке, демонстрирующем их взаимосвязь.
Рисунок. Круг и Крест
Ниже приведено похожее изображение из книги Carranza “Philosohy of Arms” описывающий Круг и связанные с ним передвижения. Центральный круг, названный Великим Кругом или Главным Кругом – окружность лежащая между правыми ногами оппонентов, находящихся на правильной дистанции боя. Круг поменьше – Меньший Круг, определяется дистанцией между Левой и правой ногами фехтовальщика.
Примечание: Это изображение нарисовано без соблюдения масштаба.
Рисунок. Круги Carranza
Больший Круг описывает расстояние между мной и правой ногой оппонента, а меньший увеличивает его на расстояние от правой ноги до левой каждого из нас.
Карранза
На следующем изображении, взятом из книги из произведения Pacheco «Книга величия меча», мы можем снова видеть Главный Круг, показывающий круговую работу ног, очень похожуюна ту, что была нами представлена с использованием креста.
Еще одна Версия Круга Пачеко.
Вторая часть базовых понятий.
Демонстрация прямых углов.
Примечание: Аббривеатура в каждом из кругов означает «правая нога» и «левая нога», «правая нога» находится ближе к центру большого круга чем «левая нога».
Упражнения, использующие данный тип примечаний могут помочь учащимся понять диаграммы, представленные в доном Луисом Пачеко де Наваресом в его текстах.
Мы модернизировали нашу диаграмму, включив в нее больше особенностей из Главного Круга. Теперь есть возможность использовать те же самые серии из 8 счетов для практики движений по окружности. Будьте осторожны, выполняя Curved Compasses, следите за тем, чтобы менять свою ориентацию в пространстве так, чтобы носок вашей передней ноги смотрел на вашего оппонента.
Ниже расположено модифицированное изображение Креста, которое включает в себя целый Главного Круга. В этом примере мы показываем работу ног, которую показывали ранее но уже на усовершенствованной версии нашей диаграммы. Заменив цифры буквами, с таким расчетом, что каждая буква представляет собой 2 шага (один - правой, другой - левой ногами)
Законченная диаграмма Креста и Круга
Модернизированная диаграмма описывает туже самую ситуацию, что изображена на рисунке, взятом из книги Pacheco “Book of the Greatness of the Sword”.
Диаграмма из книги Pacheco
Когда отклонение завершено, атакуйте оппонента выпадом
На рисунке Pacheco, работа ногами обозначена буквами А, В и С, каждая из которых является парой шагов наподобие тех. Что мы использовали в нашей диаграмме Креста. Тело оппонента изображено двумя концентрическими окружностями, проткнутыми мечом(шпагой/рапирой)
Необходимо понять, что используемый при изучении Крест – это только модель, и возможное количество комбинаций шагов – неограниченно. Ученик может использовать более простой Крест для практики начальных шагов и совершенствуясь использовать более сложные комбинации для лучшего понимания Круга как такового.
Используя этот метод «пошагового прогресса», каждый может глубже от простых шагов «танцевального стиля» исполняемых под 8-ударный счет к лучшему пониманию теории работы ног, сохранения дистанции, углов, что является ключом к постижению Испанской системы.
[1] Диестро – в литературе означает правша/праворукий, однако это слова также обозначает умение. В контексте Истинного искусства это слово относится к вооруженному мечом(рапирой) человеку, кто владеет и практикует Истинное искусство защиты.
[2] Compas de Trepidaction следующим образом определяется в Academia Autoridades (volume C), 1729 – “Движение в сторону. В фехтовании это, когда один из противников движется вдоль «линии разрыва», вне зависимости от направления движения.
[3] Compas Recto – определен в книге Academia Autoridades (voiume C), 1729 – «Передвижение вперед. В фехтовании это означает движение фехтовальщика вперед по линии диаметра»
[4] Compas Estrano - определен в книге Academia Autoridades (voiume C), 1729 – «Передвижение назад. В фехтовании это означает движение фехтовальщика прямо назад»
[5] Compas Curvo - определен в книге Academia Autoridades (voiume C), 1729 – «Передвижение по окружности. В фехтовании это означает движение фехтовальщика в любом направлении по периметру окружности»