Анализ работы судейской коллегии на ЧР-2016.
Новогодние праздники были омрачены разбором работы судейской коллегии на ЧР-2016 по арт-фехтованию. Как это ни грустно, но факт есть факт – опыт выездного ЧР оказался крайне неудачным. По уровню организации работы (начиная с приема заявок), соблюдению технического регламента, качеству выступлений и уровню судейства это был, пожалуй, худший ЧР за всю историю существования арт-фехтования в России. Причин тому множество, многие из проблем были заранее предсказаны, и к большинству из них непосредственные организаторы ЧР отношения не имеют, но главной целью данного обзора является анализ работы судейской коллегии, на нем и сосредоточусь. Пишу не как тренер одной из команд-участниц, и не как главный судья, коим на этом ЧР я не была, а как человек, стоявший у истоков создания арт-фехтования в нашей стране (а посему представляющий, каким оно все-таки должно быть на самом деле), и разработчик правил проведения соревнований и действующей системы судейства.
В общем и целом, изучив протоколы арбитров, вынуждена констатировать, что на этом ЧР некоторые из арбитров не только не продемонстрировали должного уровня профессионализма, но были к тому же еще и весьма далеки от объективности.
По дисциплинам, кратко. Как оно должно было бы быть, если бы арбитры, наконец, взяли бы на себя труд освоить систему выставления оценок в нашем виде спорта – раз, и были бы объективны – два. Делаю это всякий раз исключительно для того, чтобы как начинающие спортсмены, так и спортсмены, старательно и много тренирующиеся, за некомпетентностью и недобросовестностью арбитров не теряли ориентиров. Ведь рано или поздно у ФАФ должны появиться в достаточном количестве знающие арбитры
... Озвучиваю, как и в прежние года, в основном то, что может быть полезно всем. Более детально о плюсах и минусах конкретных выступлений, как и всегда - в личном общении.
Штрафы, начисленные за нарушение временного и технического регламента, учитывала.
Дисциплина «Упражнение соло».
1-2 места «Сердце океана», «Лесной дух»
3-4-5 места «Пророчество о короле назгулов», «Снежная королева», «Дьявольские трели»
6-7-8 места «Песенка о спорте», «Плащ кабальеро», «Чарли, Чарли»
9-10 места «Эволюция», «Царица Итаки»
11-12 места «Ассасин», «Месть Адель»
13-14-15 места «Волшебное стекло», «Сирано, бой со смертью», «Хозяин леса»
16-17-18 места «Стальной ветер», «Новый взгляд», «Оковы веры»
«Ката трех техник» - дисквалификация за нарушение требований к дисциплине (использование недопустимого оружия).
Как всегда, самая многочисленная дисциплина. В целом, сольные номера стали намного интереснее. Мы наконец-то дожили до тех времен, когда спортсмены, в большинстве своем, не просто выходят на сцену помахать железякой-палкой-дрыном и проч., а задумываются и над сюжетом, и над костюмом, и над образом... Лично меня это очень радует. Но многим номерам не хватает продуманности и тщательности как в постановочной части, так и в исполнении. Не говоря уже о слабой общей физической подготовке многих спортсменов и умении владеть оружием. Над этим всем без исключения участникам надо еще очень много работать. Грим, костюм, замысел – это прекрасно, и это обязательно должно присутствовать в хорошем выступлении! Но замысел еще надо воплотить, представляемый образ – наполнить, элементы – качественно выполнить… И спрашивать тут надо не только со спортсменов, но и с их тренеров. И здесь снова встает вопрос о квалификации тех, кто называет себя тренерами по арт-фехтованию – достаточно ли у этих людей профессиональных знаний, чтобы грамотно организовать тренировочный процесс, дать ученикам необходимые навыки и умения и подготовить их к выступлениям на турнирах?
Впервые в этом году официально, по «Положению о проведении всероссийских соревнований по фехтованию на 2016 год», нам позволили допустить к участию в «Упражнении соло» и «Упражнении группа» ребят от 14 лет. Не знаю, как будет дальше, это зависит не только и не столько от ФАФ, но пока с радостью отмечаю абсолютно законный выход на сцену нескольких самых юных участников ЧР. Конечно, волновались, ошибались и далеко не всё сделали, как задумывалось – но выступали не хуже многих взрослых!
Дисциплина «Упражнение группа».
1 место «Ангелы и демоны»
2 место « 4 стихии»
3 место «Безликие»
4 место «Оно живое! Живое»
Очень обидно за команду «Пульсар», но штраф за нехватку времени фехтования лишил их призового места. В номере есть «скользкий» момент – изначально один из участников стоит в боевой стойке и фехтовальной позиции, а второй нет. И для синхрона из двух человек хронометристы справедливо не посчитали это началом фехтовальной практики. Проработай ребята этот момент – должны были быть первые-вторые. И кстати – это был первый синхрон на световых мечах в истории ЧР по арт-фехтованию!
Номера «Грифона», как всегда, очень красивы и интересны, но пока им не хватает главного в этой дисциплине – синхронности и слаженности работы. Есть вопросы по номеру «4 стихии» - явно недостаточно синхронной работы, и порой ансамбль распадается, нет единства. Задача непростая для синхрона – 4 человека и 3 вида оружия. Но тем интереснее… Можно, конечно, понадеяться на то, что и в следующий раз арбитры ничего этого не увидят, но лучше доработать номер.
Дисциплина «Дуэт - античность».
ГСК пришлось объединять дуэты античность и 16-й век. Иначе дисциплины были бы нелигитимны для присвоения разрядов и званий… А с другой стороны, может, это было бы и лучше. Чем плодить таких КМС-ов… Стыдно перед ФФР, ей-богу. Только вдуматься – КМС по фехтованию, который не умеет фехтовать. Ни в стойке двигаться, ни оружие взять, ни атаку выполнить, ни защиту - ни-че-го… С одной стороны, очень хочется, чтобы люди получали спортивные разряды и звания. А с другой, иначе как дискредитацией вида спорта подобное не назовешь.
Номер, занявший 1 место, должен был быть дисквалифицирован за нарушение требований к дисциплине. В дуэте запрещено боевое взаимодействие со статистами. Почему этого не было сделано?! Вопрос к главному судье соревнований.
Не хочу никого обидеть, но эта дисциплина на ЧР-2016 вообще являла собой весьма унылое зрелище. Хороших номеров не было. Хорошего владения оружием не было ни в одном из выступлений… Так что распределение мест шло по принципу «лучшие из худших», увы.
1- 2 -3 место «Для самой умной и прекрасной», «Ревность не порок», «Поединок чести».
В этих трех номерах было продемонстрировано хоть сколько-то внятное подобие фехтования. О мастерстве владения оружием речи не идет, но хотя бы какая-то база, более–менее читаемый репертуар боевых действий, присутствовала (местами) слаженность работы и видны характеры. Однако и эти номера далеко не уровень чемпионата страны, на котором - по идее - должны соревноваться лучшие представители. Впрочем, в остальных номерах все было еще хуже.
4-5-6 место «»Вечный воитель», «Яблоко раздора», «Лукавейший из богов». Обидно за «Яблоко раздора». Хорошая идея, еще бы подтянуть постановочную часть и фехтование…
7-8-9 место «Наследники капитана Флинта», «Взятка и шантаж», «Вкус жизни»
10 место «Дело житейское»
«Ступай, отравленная сталь, по назначению» - дисквалификация за нарушение требований к дисциплине. Этот номер должен был быть заявлен в дисциплину «Группа от 16 века». В случае выполнения требований к дисциплине номер мог претендовать на 3-4 место, но никак не на 1-е. Одной выразительности недостаточно, надо еще уметь фехтовать. И озаботиться соответствующими костюмами, если уж замахиваться на «Гамлета». Кстати, уже далеко не первый раз именно представители «театральной общественности» выглядят на соревнованиях по арт-фехтованию хуже большинства участников. По личному опыту знаю – вполне реально сделать для сцены красивые и при этом бюджетные костюмы, было бы желание.
Дисциплина «Группа - свободный стиль».
Как обычно, все групповые выступления объединены в одну дисциплину, потому как групповых боев всегда мало.
1 место «Слуга Дон Жуана»
2 место «Полное погружение»
3 – 4 место «Три чистые октавы», « На улицах Марселя»
5-6 место «Реальные пацаны…», «Ночной дозор»
7 место «Урок фехтования для Андре Морро»
8-9 место «Цена счастья», «Болото Морриган»
10 место «Визит Брави»
Очень обидно за номер «Три чистые октавы» - потеря оружия и полет его в кулисы сильно повлияли на результат.
Дисциплина «Дуэт - свободный стиль».
Располагаю видеозаписями только нескольких выступлений:
«Последнее испытание»
«Воздушный бой»
«Муза»
«Путь меча»
«Альтернативная сцена»,
поэтому о результатах соревнований в этой дисциплине ничего сказать не могу.
Первый вопрос, который возникает, глядя на выступления «Последнее испытание», «Муза», «Путь меча» - почему они заявлены в данной дисциплине? Что в них фантастического, мистического, сказочного, оригинального? Чистая «античность» или «16 век», и поэтому оценка по критерию «Оригинальность идеи» будет минимальная. В то время как в «своих» дисциплинах номера «Последнее испытание» и «Путь меча» получили бы высокий балл за «соответствие эпохе» - костюмы–то хорошие.
«Муза» - два обезоруживания в сторону зрительного зала. Возникает вопрос - люди правила вообще читали? И крайне удивляет безобидно низкий штраф за подобное поведение.
Что касается моего личного впечатления от выступлений на этом чемпионате, то меня, как всегда, очень порадовал своими идеями «Пульсар», но номера были постановочно сыроваты. И работа тростью, к сожалению, была не на высоте. Тростью не надо пытаться фехтовать как шпагой, у работы тростью есть своя специфика. Но, учитывая средний, весьма невысокий уровень владения оружием в выступлениях в дисциплине «Упражнение – соло» - чуть подтяни ребята постановку номеров - и могли бы быть в призах. Отдельное спасибо за живой вокал в номере про Чарли Чаплина, такого у нас, по-моему, еще не было… Из этого номера можно сделать прекрасный маленький спектакль… Очень ждала «Снежную королеву», т.к. сама думала поставить сольник на эту тему - но, честно говоря, не прониклась увиденным. Хотя и такая трактовка, разумеется, имеет право быть. Тем более, что выглядит исполнительница очень красиво – костюм и грим удачные.
Обидно за вновь недооцененного «Лесного духа», очень красивый сольный номер. Выступления команды из Климовска - это вообще всегда очень красиво и продуманно. Владение пространством, телом и оружием на очень высоком уровне.
По выступлениям ШСЕФ – почти всегда хорошие и интересные задумки, часто с юмором, виден творческий подход. Видно, как ребята стараются. Но почти всем номерам не хватает постановочной продуманности, режиссуры. А спортсменам – ОФП и исполнительского мастерства. Некоторые номера были показаны не в первый раз – но значительного улучшения, к сожалению, не видно. Обидно.
«Воздушный бой» - отличная идея!!! Про реализацию и фехтование этого не скажу. Мне вообще непонятно стремление превращать фехтовальный поединок в пихание и возню. Длина оружия определяет дистанцию ведения боя. Если нет боевой дистанции, то нет и поединка.
«Цитадель», как всегда, - с юмором и не слишком заморачиваясь качеством… Но не могу не отметить, как сильно «вырос» технически Володя Сорокин.
Самый артистичный номер этого ЧР – «Три чистые октавы», очень здорово!
«Болото Морриган» тоже выделялось именно артистическим компонентом. Но девушкам еще надо очень много учиться, прежде чем их работу оружием можно будет назвать фехтованием. Пожелаем им удачи и упорства.
Саберфайтеры, как водится, быстро стучат
. Однако радует появившееся разнообразие подходов к сюжетам. Более выгодно в плане техники смотрелись томские спортсмены. В их номере реально просматривалось фехтование. Но лично мне не хватает во всех выступлениях на тему ЗВ характеров персонажей. Грим, какой бы он ни был – это лишь внешняя оболочка. Но её надо наполнить индивидуальностью и эмоциями. Тогда будет интересно смотреть. Тема-то благодатная, но почему-то чаще всего бывает скучно.
Очень приятно было снова увидеть на ЧР выступления «Грифона», и очень жаль, что не было среди участников соревнований команд из Рязани, Воронежа и Иркутска. Их выступления всегда украшают турниры.
Отдельное спасибо организаторам за отличный зал, качественный свет и звук и нескользкую сцену. И девушкам, "опекавшим" участников - тоже огромное спасибо.
Из положительных тенденций – как уже говорила ранее - сольные номера стали интереснее. Остальные проблемы как были, так и остались не решенными. И будут таковыми оставаться, к сожалению, еще достаточно долго. Пока участники не начнут читать правила. Пока из закончивших спортивную карьеру спортсменов не вырастут тренеры и арбитры, знающие и понимающие арт-фехтование изнутри. И пока у ФАФ не появится нормального финансирования для организации регулярной и методичной работы по всем направлениям – тренировочному, судейскому, соревновательному, кадровому…
Неудачен опыт выездного ЧР, в частности, еще и потому, что трое наиболее опытных судей по технике не смогли поехать в Питер… Если учесть общее количество грамотных арбитров на сегодняшний день, то становится понятно, что ничего хорошего получиться не могло в принципе… Но тут ничего не поделаешь: называться арбитром и быть арбитром – разные вещи. Арбитром не становятся за сутки, а хорошим арбитром не станешь и за несколько лет. Особенно если нет регулярной практики.
Как тренер «Эспады» могу добавить следующее: изначально мы вообще не собирались участвовать в этом ЧР, т.к. времени на подготовку у нас почти не было. Но потом решили все-таки сделать несколько номеров, в основном, для «обкатки» новичков. Номера, за исключением «Сердца океана», новые и откровенно «сырые». В нашем понимании это лишь наброски к будущим соревновательным программам. И уж чего я никак не ожидала, что эти наши выступления зачастую будут лучшим, что представлено в дисциплинах… На самом деле это очень грустно…
Несколько эспадовцев попробовали себя в качестве судей и проставляли в учебные протоколы оценки за выступления... И, надо отметить, у них это получилось лучше, чем у некоторых арбитров, работавших на этом ЧР. Наверное, потому, что для нас арт-фехтование не пустой звук, не способ самоутверждения, не графа отчетности и т.п., а любимое дело, к которому люди относятся ответственно, искренне и увлеченно
За видео спасибо Леше Бесфамильному и Тане Романовой.
Лихтаренко В.М.